Рус Eng

The Institute develops and fabricates a wide range of dosimetry, spectrometry and radiometry equipment both for monitoring & control of pulsed sources of ionizing radiation produced at VNIIA, and for application in the nuclear material physical protection, control & accounting system of Rosatom facilities.

Stationary radiation monitors                                                 Hand-held (portable) radiation monitors

Rosatom’s decree declared VNIIA the leading facility for the equipment support of this system. One of the major objectives of the system is to prevent theft or diversion of nuclear and radioactive materials (NRM) attractive for terrorists, nuclear weapons production or capable of contaminating the environment.

To accomplish this objective, equipment developed at VNIIA is applied: radiation monitors with high sensitivity to uranium and plutonium, equipment for detection and identification of isotopic composition and mass of fissile material using neutron and gamma radiation. There are two types of such equipment:

  • stationary (portal) meant for detection of radiation that is higher than the natural background in different objects (pedestrians, transport, luggage, mail, household and industrial waste and materials, etc.);
  • hand-held monitors meant for inspection of suspicious items, detected by the portal radiation monitors, and for inspection of the buildings and the environment to detect radioactive contamination and nuclear material identification.


Information and control system

The hand-held radiation monitors are capable of detecting 0.03 g of 239Pu and 0.3 g of 235U.

Equipment serially produced at VNIIA is remarkable for the following features:

  • unified metrological support, enhancing reliability of nuclear and radioactive material detection and simplifying maintenance in operation;
  • universality of applications due to structural flexibility and small overall dimensions of the units, This allows easily and quickly equipping any types of checkpoints, even being in operation without significant refurbishment, as well as equipping doors and conveyors with monitors;
  • capability to operate in a wide range of temperatures, humidity and mechanic load;
  • small weight and overall dimensions;
  • operation safety due to the low-voltage (5 – 12 V) of the external detection units;
  • low cost.

Installation of radiation monitors at transport facilities

Passive monitors of radioactive and nuclear materials and systems developed by VNIIA are part of a series of inspection complexes at checkpoints of nuclear and other hazardous sites of Rosatom and the Ministry of Defense, public places (metro, train terminals, etc.), at such sites as landfills and waste processing plants.

Inspection using hand-held radiation monitor

Our systems are widely used at the sports sites of the Sochi Olympics and Universiade in Kazan. It is planned to use them during the Soccer World Cup in 2018.

Download brochure in PDF format pdf, 4.28 Mb

Promotional video "Radiation monitors by VNIIA"

Рус Eng

В институте разрабатывается и производится широкая гамма дозиметрической, спектрометрической и радиометрической аппаратуры как в интересах контроля и мониторинга производимых институтом импульсных источников ионизирующего излучения, так и для использования в системе учета, контроля и физической защиты ядерных материалов на предприятиях ГК «Росатом».

Стационарные радиационные мониторы                     Ручные (носимые) радиационные мониторы

Приказом по Госкорпорации ВНИИА определен ответственным за аппаратурное обеспечение этой системы. Одним из основных назначений системы является предотвращение несанкционированного перемещения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пригодных для террористических актов и создания ядерного оружия, а также способных загрязнить окружающую среду.

Для решения указанных задач используются разработанные ВНИИА радиационные мониторы с повышенной чувствительностью к плутонию и урану, аппаратура обнаружения и идентификации изотопного состава и массы делящихся материалов по нейтронному и гамма-излучениям, которые делятся на два типа:

  • стационарные (портальные), предназначенные для выявления объектов (пешеходов, транспорта, багажа, почтовых отправлений, бытовых и производственных материалов и отходов и т.д.) с повышенным - по сравнению с естественным радиационным фоном - уровнем излучения;
  • ручные мониторы, предназначенные для досмотра подозрительных объектов, выявленных стационарными радиационными мониторами, а также для обследования помещений и местности с целью определения зон радиационного загрязнения и идентификации ядерных материалов.


Информационно-управляющий комплекс

Ручные радиационные мониторы способны обнаруживать от 0,03 г плутония-239 и от 0,3 г урана-235.

Серийно выпускаемую ВНИИА аппаратуру отличают следующие особенности:

  • единое метрологическое обеспечение, что повышает надежность обнаружения ядерных материалов и радиоактивных и упрощает техническое обслуживание при эксплуатации;
  • универсальность применения благодаря структурной гибкости и малым габаритам конструктивных блоков; Это позволяет легко и быстро укомплектовать пункты контроля любого типа, в том числе находящиеся в эксплуатации, без существенных доработок, а также оборудовать мониторами дверные проемы, конвейерные установки и т.д.;
  • работоспособность в широком диапазоне температуры, влажности и механических нагрузок;
  • малые габариты и масса;
  • безопасность эксплуатации за счет использования низковольтного (5-12 В) питания выносных блоков детектирования;
  • конкурентная стоимость.

Установка радиационных мониторов на объектах транспортной инфраструктуры

Разработанные ВНИИА пассивные мониторы радиоактивных и ядерных материалов и системы на их базе входят в состав ряда досмотровых комплексов в пунктах контроля ядерных и других опасных объектах Госкорпорации «Росатом» и Министерства обороны, в местах массового скопления людей (метро, вокзалы и т.п.), на таких объектах, как мусороперерабатывающие заводы.

Досмотр ручным радиационным монитором

Наши системы широко используются на спортивных объектах Олимпийских игр в Сочи, Универсиады в Казани. Планируется их использование во время Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Скачать рекламный проспект в формате PDF pdf, 4.52 Мб

Рекламный видеоролик "Радиационные мониторы производства ВНИИА"